Медленное чтение у ребенка может быть вызвано целым комплексом причин, часто взаимосвязанных. Вот основные из них:
- Недостаточно сформированные базовые навыки (самая частая причина):
Фонематический слух: Трудности в различении звуков речи (путает звонкие/глухие: Б-П, Д-Т; свистящие/шипящие: С-Ш, З-Ж; твердые/мягкие). Это мешает быстро и правильно соотнести букву со звуком и сливать звуки в слоги.
Буквенно-звуковое соответствие: Ребенок медленно вспоминает, какой звук обозначает та или иная буква или буквосочетание (например, Ч, Щ, Ы).
Слоговое чтение: Трудности с автоматизацией слияния звуков в слоги (особенно со стечениями согласных: «стра», «взгляд») и переходом от слогового чтения к чтению целыми словами.
Маленький запас «узнаваемых слов» (словарь зрительного восприятия): Ребенок читает каждое слово «с нуля», как новое, вместо того чтобы узнавать его целиком по зрительному образу.
Регрессии: Постоянное возвращение глазами к уже прочитанному слову или слогу.
Артикуляционная нечеткость: Неразвитая артикуляция, вялость речевого аппарата мешают быстрому и четкому проговариванию. «Узкое поле зрения»: Ребенок воспринимает только 1−2 буквы за раз, а не целое слово или группу слов. Глаза совершают слишком много остановок (фиксаций) на строке.
Трудности с пространственной ориентацией: Путает похожие по начертанию буквы (б-д, п-т, а-о), теряет строку при переходе.
- Проблемы с пониманием прочитанного:
Сосредоточенность на технике: Все внимание уходит на сам процесс расшифровки букв и слогов, на понимание смысла сил уже не хватает. Это замедляет темп, так как мозг перегружен.
Ограниченный словарный запас: Многие слова в тексте незнакомы или непонятны. Ребенок останавливается, пытается угадать смысл или теряет нить повествования.
- Когнитивные и нейропсихологические факторы:
Низкая скорость обработки информации: Общая особенность работы нервной системы, при которой любой вид информации (включая зрительные символы) обрабатывается медленнее.
Дефицит внимания (особенно СДВГ): Трудно удерживать внимание на тексте, легко отвлекается, что прерывает процесс чтения.
Рабочая память: Недостаточный объем оперативной памяти мешает удерживать в уме начало предложения, пока читается его конец, или соотносить прочитанное с предыдущей информацией.
Дислексия: Специфическое расстройство обучения чтению, которое может проявляться, в том числе, замедленным темпом, даже при хорошем интеллекте.
Важно понимать: Прежде чем пытаться «разгонять» скорость, необходимо выяснить ПРИЧИНУ медленного чтения. Главный критерий на начальных этапах — не скорость, а точность и понимание.